- Статьи
- Аквапланирование
Аквапланирование
Шины – единственное, что сцепляет Ваш автомобиль с дорожным покрытием, поэтому правильный подбор покрышек очень важен для Вашей же безопасности! В этой статье мы рассмотрим, что же случилось с автомобилями из следующего видео:
Но сначала небольшая историческая справка.
Постоянные исследования и проведения тестов показывают, что безопасность автомобиля на мокрой дороге – один из важнейших параметров. Причиной всех этих проверок стал эффект, который открыли Английские ученые компании Dunlop в недалеком 1960 году. Проблема «эффекта аквапланирования», как и многие другие проблемы в шинном деле, берет свое начало из авиации. Так как скорость самолета при взлете составляет примерно 400 км/ч – вопрос качественного сцепления с взлетно-посадочной полосой в дождливую погоду является очень актуальным, особенно тогда, когда дороги стали делать идеально ровными.
Аквапланирование
Это такое состояние автомобиля, при котором полностью или частично теряется управление им в связи с тем, что под шиной (в месте контакта шины с дорогой) скапливается вода, которую специальные канавки не успевают выводить (выбрасывать наружу). Колесо начинает плыть по поверхности скопившейся воды, а не по дороге, как показано на рисунке выше, временно переставая реагировать на тормоза и слушаться руля. Данный эффект возникает тогда, когда автомобиль едет на большой скорости по мокрой дороге или въезжает в лужу.
Если же переносить с теории на практику – это очень опасное явление для любого автолюбителя. На фотографии выше показано то, как проезжает автомобиль по специальной камере на тестовом полигоне. Отпечаток пятна контакта – виден рисунок протектора и как канавки в нем выводят воду наружу. Чем меньше пятно контакта – тем больше шанс возникновения аквапланирования, в данном случае виден качественный отвод воды и хорошая площадь сцепления.
Тесты на полигонах показали, что аквапланирование возникает, чаще всего, на скорости свыше 70 км/ч (зависит от подвески, состояние покрышек и качества дороги). Так как автомобиль «влетает» в лужу – сильно повышается сопротивление качению и это сопровождается ударом руля. Если руль не удержать – машина может уйти в занос. Так же и после выхода – если при появлении сцепления с дорогой положение колес будет отклонено от центра, существует вероятность входа в занос в ту сторону, куда выкручен руль. Чтобы предотвратить опасные ситуации есть ряд правил:
1) По мокрым дорогам нельзя ездить быстро, даже если у Вас новые шины.
2) При въезде в лужу – отпускать педаль газа и не расслаблять хватку рулевого колеса.
3) Нельзя зажимать педаль тормоза, это может привести к блокировке тормозной системы.
4) Стараться преодолевать лужи или заводненные участки дороги по прямой траектории.
Летние шины более устойчивы к аквапланированию, нежели зимние. Это дает еще одно неоспоримое доказательство тому, что использование зимних шин летом – опасно. По этому поводу ученые разрабатывают специальные линейки дождевых летних шин.
Так же важным элементом сопротивления данному эффекту является остаточная высота протектора. Специалисты компании Nokian показывают, как влияет высота протектора на пятно контакта на влажной дороге:
25% износ, 8мм |
42% износ, 4мм |
74% износ, 1.6мм |
Из этого можно сделать вывод: чем старее и чем больше изношена шина – тем больше шанс возникновения «аквапланирования».
Хорошие шины и спокойное вождение – залог успеха и безопасного передвижения на автомобиле в мокрую погоду!