Шины – единственное, что сцепляет Ваш автомобиль с дорожным покрытием, поэтому правильный подбор покрышек очень важен для Вашей же безопасности! В этой статье мы рассмотрим, что же случилось с автомобилями из следующего видео:

 

Но сначала небольшая историческая справка.

Постоянные исследования и проведения тестов показывают, что безопасность автомобиля на мокрой дороге – один из важнейших параметров. Причиной всех этих проверок стал эффект, который открыли Английские ученые компании Dunlop в недалеком 1960 году.  Проблема «эффекта аквапланирования», как и многие другие проблемы в шинном деле, берет свое начало из авиации. Так как скорость самолета при взлете составляет примерно 400 км/ч – вопрос качественного сцепления с взлетно-посадочной полосой в дождливую погоду является очень актуальным, особенно тогда, когда дороги стали делать идеально ровными.

 

Аквапланирование

Это такое состояние автомобиля, при котором полностью или частично теряется управление им в связи с тем, что под шиной (в месте контакта шины с дорогой) скапливается вода, которую специальные канавки не успевают выводить (выбрасывать наружу). Колесо начинает плыть по поверхности скопившейся воды, а не по дороге, как показано на рисунке выше, временно переставая реагировать на тормоза и слушаться руля. Данный эффект возникает тогда, когда автомобиль едет на большой скорости по мокрой дороге или въезжает в лужу.

 

Если же переносить с теории на практику – это очень опасное явление для любого автолюбителя. На фотографии выше показано то, как проезжает автомобиль по специальной камере на тестовом полигоне. Отпечаток пятна контакта – виден рисунок протектора и как канавки в нем выводят воду наружу. Чем меньше пятно контакта – тем больше шанс возникновения аквапланирования, в данном случае виден качественный отвод воды и хорошая площадь сцепления.

Тесты на полигонах показали, что аквапланирование возникает, чаще всего,  на скорости свыше 70 км/ч (зависит от подвески, состояние покрышек и качества дороги). Так как автомобиль «влетает» в лужу – сильно повышается сопротивление качению и это сопровождается ударом руля. Если руль не удержать – машина может уйти в занос. Так же и после выхода – если при появлении сцепления с дорогой положение колес будет отклонено от центра, существует вероятность входа в занос в ту сторону, куда выкручен руль. Чтобы предотвратить опасные ситуации есть ряд правил:

1)      По мокрым дорогам нельзя ездить быстро, даже если у Вас новые шины.

2)      При въезде в лужу – отпускать педаль газа и не расслаблять хватку рулевого колеса.

3)      Нельзя зажимать педаль тормоза, это может привести к блокировке тормозной системы.

4)      Стараться преодолевать лужи или заводненные участки дороги по прямой траектории.

Летние шины более устойчивы к аквапланированию, нежели зимние. Это дает еще одно неоспоримое доказательство тому, что использование зимних шин летом – опасно. По этому поводу ученые разрабатывают специальные линейки дождевых летних шин.

     

Roadstone N3000

Goodyear Eagle F1 Gs-D3

Dunlop Sport9000

 

 

 

Характерный рисунок, так называемая  «ёлка» - показывает, что шина очень хорошо работает с отводом воды и показатели аквапланирования имеют высокие отметки. Важность качественного сцепления показывает и то, что «дождевые» шины делаются и для соревнований Formula1. Компания Pirelli выпускает специальную линейку шин Cinturato для гоночных болидов, которые очень стойки к аквапланированию.

 

Так же важным элементом сопротивления данному эффекту является остаточная высота протектора. Специалисты компании Nokian показывают, как влияет высота протектора на пятно контакта на влажной дороге:

 

25% износ, 8мм

42% износ, 4мм

74% износ, 1.6мм

Из этого можно сделать вывод: чем старее и чем больше изношена шина – тем больше шанс возникновения «аквапланирования».

Хорошие шины и спокойное вождение – залог успеха и безопасного передвижения на автомобиле в мокрую погоду!